Фотографирование на улице при естественном освещении.Естественное освещение богато и разнообразно. Оно создает благоприятные условия для передачи на снимке объемов, формы, фактуры лица человека, хорошего воспроизведения пространства, образует нередко интересные световые эффекты. Несмотря на кажущееся многообразие разных случаев освещения на натуре, зависящих от состояния погоды, применительно к портретной съемке можно выделить два главных:
а)солнечное освещение (солнце не закрыто облаками); лицо освещено направленным солнечным светом и рассеянным светом неба (рис. ниже):
б)рассеянное освещение (солнце за облаками, пасмурная погода); лицо освещено только рассеянным светом неба (рис. выше).
Кроме того, естественное освещение очень интенсивно, что позволяет вести съемку с моментальными выдержками. При цветной фотосъемке следует учитывать, что в утренние и вечерние часы, в солнечную погоду, когда солнце находится низко над горизонтом (до 15º по высоте), солнечный свет имеет заметную оранжевую окраску. Естественное освещение непостоянно вследствие из-менчивости погоды, состояния облачности и ввюоты солнца над горизонтом. Поэтому, снимая на иатуре, нужно всегда точно выбирать момент съемки. Для наглядности рассмотрим основные случаи осве-щения портрета при съемке «а натуре о зависимости от положения солнца относительно лица фотографируемого человека и точки съемки.
В солнечную погоду.В солнечную погоду (рис. а, б, в) лицо во всех случаях освещается двумя источниками: направленным светом солнца и рассеянным светом неба. Благодаря подсветке от неба, теневые части лица получают хорошую проработку на снимке. Рассеянный свет неба не 84 нарушает четкости и ясности рисунка светотени, обра-зуемого направленными лучами солнца. Схема освещения в солнечную погоду показана на рисунке справа. Наилучшая подсветка возникает в том случае, когда небо покрыто тонким прозрачным слоем белых перистых облагав. В такую погоду они являются своеобразными белыми экранами, хорошо рассеивающимичасть солнечных лучей и смягчающими контрасты све-тотени на лице. Наимень-шее количество рассеянного света — при безоблачном небе, в ясную солнечную погоду.
Выбирая то или иное направление солнечных лучей, фотограф добивается нужного рисунка света, соответствующего образу и особенности лица снимаемого человека. Частным случаем съемки является фотографирование портрета при положении солнца в зените (свыше 65° относительно уровня горизонта). В таком случае на лице образуются тени, деформирующие лицо, искажающие его выражение. Чтобы избежать этого, солнечный свет используют как контровой (солнце сверху сзади объекта съемки) и устанавливают экспозицию по теневой части лица.
В пасмурную погоду.При съемке в пасмурную погоду полезно помнить, что, несмотря на облачность, небо редко бывает закрыто совершенно одинаковым по плотности слоем облаков. Чаще всего какая-то часть облачного неба светлее других. При этом лучше всего расположить фотографируемого человека по преобладающему направлению рассеянного света, напротив наиболее светлого участка неба. Тогда в портрете будут лучше переданы объемы лица и выражение глаз.
При съемке в условиях направленного солнечного освещения на лице человека образуются значительные контрасты светотени, требующие специфической техники фотографирования. Когда фотограф не связан с репор-тажными, событийными условиями портретной съем-ки, он может в некоторой степени видоизменить, скор-ригировать условия естественного освещения перед съемкой.
С помощью подсветов-отражателей солнечных лучей можно смягчить контрасты светотени на лице человека, если эти контрасты в естественном виде слишком велики, деформируют черты лица или не могут быть воспроизведены в нужном качестве негативными материалами. Например, при съемке против света, при работе на контрастных и цветных негативных материалах.
Подсветом-отражателем может служить лист белой бумаги, окрашенный алюминиевой краской («под серебро») или оклеенная алюминиевой фольгой фанера и т.д. Размер подсветов для портретной съемки может быть не более 0,5 х 0,4 м. Схема установки подсвета для смягчения теней на лице показана на рисунке ниже. Подсвет устанавливают возможно ближе к направлению съемки. На рисунке выше подсветы А и Б установлены правильно. Во время съемки работает один из подсветов. Положение подсвета В (сбоку) неправильно, так как в этом случае на лице получится вторая тень, ломающая естественный светотеневой рисунок солнечного света. Интересные художественные возможности раскрываются перед фотографом, если применить для съемки одновременно два подсвета-отражателя, используя сол-нечное освещение как контровое. Схема расположения подсветов показана на следующем рисунке. С помощью подсвета А на лице создается новый светотеневой рисунок освещения. Подсвет Б, находящийся у аппарата в направлении съемки, смягчает, подсвечивает тени, образующиеся в результате действия подсвета А. В этом случае съемки интенсивность отра-жения лучей солнечного света от подсвета А должна быть в 2—3 раза больше, чем от подсвета Б. Например, подсвет А состоит из листа фанеры, оклеенной блестящей алюминиевой фольгой, а подсвет Б представляет собой лист белой бумаги. Если яркость светового контура на голове и волосах фотографируемого человека слишком велика, можно на пути солнечных лучей поместить затенитель — кусок полупрозрачной материи: марли, тюля, капрона и пр., растянутых на проволочном круге диаметром 0,7— 0,8 м. Положение заменителя показано на рисунке выше. Затенитель из полупрозрачной материи может применяться и для ослабления интенсивности солнечных лучей, фронтальных или боковых, когда снимаемый человек не выносит яркого солнечного света и напрягает зрение. Возможное положение зате-пптеля в этом случае показано на следующем рисунке. Используя приемы подсветки и затенения, фотограф получает возможность изменять контрасты светотени на лице, добиваясь нужной пластики портрета.
При портретной съемке не рекомендуется использовать светофильтры, особенно в тех случаях, когда невозможно применить отражательную подсветку теней на лице (например, во время репортажной работы). Даже желтый светофильтр (в пленочной камере) вызовет увеличение контрастов светотени. Снимок, лишенный естественной подсветки неба, будет выглядеть чрезмерно контрастным и неприятно «сухим», без проработки деталей в теневых участках изображения.
Съемка с лампой вспышкой.Специфическим средством для подсветки теней на натуре могут быть электронно-импульсные лампы-вспышки. Область их применения весьма ограничена для пленочных фотоаппаратов, особенно для фотоаппаратов, имеющих шторные затворы: ввиду высокой интенсивности естественного освещения, снимать со скоростями затвора в 1/25 с можно только в сумерки, а диафрагмирование объектива выше значения 1:11 нежелательно, так как приводит к ухудшению оптического рисунка.
Вспомним, что применять лампу-вспышку можно обычно при скорости за-твора в 1/25 с (для шторных затворов), так как большая скорость не даст осветить вспышкой весь кадр полностью. В фотоаппаратах, имеющих центральные затворы, можно снимать с лампами-вспышками и при более высоких скоростях затвора.
При этом интенсивность вспышки не должна быть ярче рисунка направленного солнечного света на объекте. Хорошие результаты получаются при сочетании подсветки лампы-вспышки с контровым солнечным освещением.
С цифровой фототехникой все обстоит иначе. Большинство аппаратов имеют встроенную вспышку, которой легко управлять. Кроме того, в продаже имеется много вспышек, срабатывающих синхронно от света основной вспышки. В таком случае, задача по разного рода подсветке существенно упрощается. Важно попрактиковаться и приобрести опыт. Описываемый мной в другой статье собственный фотоаппарат KODAK Z1012IS, которым я выполняю все съемки (фото и видео) для этого сайта, имеет встроенный анализатор, что позволяет упростить лишь некоторые вышеуказанные операции.
|