Как своими руками быстро изготовить толстый провод (шину) для сварочного трансформатора, сварочные кабеля
Люблю я мастерить. Частенько что-то делаю своими руками. Имею в хозяйстве множество разных инструментов и приспособлений. И вот очень мне захотелось изготовить сварочный трансформатор. Но не простой, а для контактной сварки.
Как известно, силовая обмотка сварочного трансформатора (любого) мотается толстым медным (реже алюминиевым) проводом. Толщина (площадь сечения провода) зависит от величины желаемого сварочного тока. В аппарате ручной дуговой сварки домашнего изготовления сечение «шины» колеблется от 20 до 60 мм. Кв. для токов от 60 до 250 Ампер. В аппарате контактной сварки (даже маломощном) ток должен быть хотя-бы 1000 Ампер. Иначе варить придется только тонкие медные провода, а о качественной сварке железных листов и прутков можно забыть.
В моем случае сечение сварочной шины должно было быть 300 мм.кв. для тока от 1000 до 1300 Ампер. И мне пришлось самостоятельно изготовить обмотку сварочного трансформатора для аппарата контактной сварки. Покупать толстый медный провод диаметром 20 мм смысла небыло, провод очень твердый, согнуть его в домашних условиях не получится. Купить мягкий кабель сечением 300 кв. мм. тоже не могу – не нашел такого в продаже. Да и стоит он наверное прилично. Опять же, самодельный кабель уступает в качестве фабричному, но во много раз дешевле. Да и сознание того, что это «сам сделал» добавляет хорошего настроения.
Расчет сечения шины и количества жил
Но у меня в хозяйстве есть достаточное количество отрезков тонкого медного обмоточного провода диаметром 0,65 и 0,75 мм.
Подсчитав имеющиеся провода. получил, что для получения нужного сечения шины нужно сложить 1060 тонких проводов. Но как аккуратно свить 1060 тонких проводочков?
Здесь нужно упомянуть, что на производстве, при изготовлении подобных аппаратов сварочную обмотку делают из медных трубок или медных колец изготовленных методом литья. А потом много колец соединяют параллельно для получения нужного сечение и соответственно большого тока сварки. Вот я и решил разделить кабель на 2 части, мотать двумя кабелями по 3 витка и соединить их параллельно. Итак, делаю изготовить вторичную обмотку трансформатора из имеющихся тонких проводов. Вторичка будет состоять из 2 шин по 150 см. кв. Шина нужна не длинная (2 метра всего), но толстая.
В ближайший выходной день, готовлю дли...инный тонкий провод. Этот провод делаю из коротких проводов одинаковой толщины и разной длины (от 0,3 до 15 метров). Сращиваю провода, как показано на рисунке. Сперва снимаю ножом или наждачной бумагой, зажатой между пальцами лаковую изоляцию с участка 2 см с обоих концов провода. После складываю провода крестом на расстоянии 1 см от концов, скручиваю в противоположных направлениях. Получается скрутка, как на рисунке 1 слева. Потом паяю эту скрутку мягким радиолюбительским припоем. Получается некоторое утолщение на проводе - рис. 1 справа. Конечно, изоляции на этом месте нет, но я не особенно расстраиваюсь – мне это ни к чему. Готовый длинный провод сматываю на подходящую катушку.
Приспособление для скручивания жил в шину (кабель)
Из доски длиной больше 2 метров я устраиваю мобильный намоточный цех. Креплю струбциной доску к столу, иначе при работе она обязательно съедет со стола. К доске прикручиваю 2 уголка, на расстоянии 2 метра – рис. 2. В одном уголке делаю отверстие и вставляю Z образную проволочку с крючком на конце. В этот крючок нужно будет цеплять провод. Сам крючок перемещается на некоторое расстояние, так, чтобы изменять длину будущего кабеля в процессе закручивания шины. Если он не сможет перемещаться, то кабель скрутить не получится. Ведь при навивке проводов общая длина кабеля уменьшится.
Сперва закрепляю крючок с помощью упорных брусков и металлической скобы со стороны получившейся ручки для вращения – рис.3. Потом наматываю ранее заготовленный тонкий провод так, как показано на рисунке 4 и 5.
Провод удобно подавать с закрепленной катушки. Поскольку я мотаю 500 жил, то нужно 250 витков провода. Когда нужное количество провода (количество жил) намотано, снимаю крепление с ручки и кручу по часовой стрелке – рис.6. В то же время помощник берет весь пучок проводов с противоположного конца и крутит в ту же сторону.
И так мы двое пытаемся скрутить кабель. И так, докрутившись до предела возможностей, понимаю, что больше не закручу. Закрепляю с помощью брусков шурупов и скобы ручку. Оцениваю толщину кабеля – примерно 2 см.
После такой неординарной работы заправляюсь чашкой кофе, потом с помощью Киперной Ленты изолирую шину - накручиваю ленту на кабель.
Максимально сильно натягиваю ленту, чтобы плотно сжать маленькие проводочки, рис. 7 и 8. Ленту нужно заготовить заранее, накрутив ее на какое-то подходящее кольцо – так удобнее натягивать ленту при наматывании на шину. Обязательно укладываю витки ленты внахлест почти на половину ширины ленты рис. 9. Это даст возможность сохранить слой изоляции при намотке на сердечник. Дело в том, что наматывая я изгибаю кабель. Толстый кабель ОЧЕНЬ сильно рвет изоляцию по наружному радиусу изгиба. Если витки изоляции будут с большим нахлёстом друг на друга, они скользят относительно друг-друга, частично слазят, когда провод растягивается в месте изгиба. В том числе и по наружному радиусу изгиба.
Как у меня получилось обмотать жгут проводов – видно на фото 10. Потом поверх киперной ленты скрепляю еще и скотчем, наматывая его также внахлест, рис. 11. Скотч поможет при намотке – он хорошо скользит.
Готовую шину снимаю и подвешиваю вертикально, рис.12. Снова заправляюсь чашкой кофе на этот раз с пирожком. Потом также изготавливаю и вторую шину. На фото видно обе шины вместе, рядом со спичечным коробком. Длина шины после скрутки уменьшилась на 10 см. Но это было учтено при изготовлении.
Хоть шины и толстые - получились достаточно мягкими. Благодаря оборачиванию скотчем их поверхность прекрасно скользит. Я без труда намотал 3 витка одной шиной и 3 витка другой, рис 13 и 14.