Эти кроссовки я приобрел 5 лет назад. Не скажу, что фирменные или особо удобные. Просто нужна была спортивная обувь. Носил не часто, но за 5 лет они порядком стерлись в подошве. Износ был на столько силен, что в левой полу паре от утренней росы при пробежке, промокала нога. При осмотре обнаружил сквозное отверстие – смотри на фото. Не скажу, что большое - всего пару сантиметров, и нога ступала не на подошву, а на стельку. На каблуках резина порядком стерлась, причем избирательно – внутри каблука, поскольку резина мягкая, да и внешний вид оставлял желать лучшего – даже следы от электросварки остались.
Было это осенью, зима впереди и надобность в кроссовках временно отпала. Я решил так: или потренируюсь и отремонтирую их за зиму, или весной куплю новые. Если испорчу – останется опыт, поскольку все равно их нужно выбросить. А новые подошвы для кроссовок стоят в обувной лавке почти $15, плюс $9 стоимость работ сапожника по замене - смысла нет тратиться, новые кроссовки $35-50 стоят.
Сперва я снял шнурки, вытащил стельки, вытряхнул всю грязь и выстирал кроссовки вручную. Пользовался простым хозяйственным мылом и жесткой плательной щеткой. Сушил примерно месяц, сначала просто так потом возле радиатора отопления.
Потом на
наждачном кругу очистил подошву и каблук от лишней резины, выровнял «шипы». Получились ровные подошвы без шипов – как туфли, только из мягкой резины.
Вторым этапом стал вопрос о заделке отверстия. Толщина резины на подошве в месте потертости составляла 2-3 мм. Клеить что – либо па протертое отверстие не хотелось. И я обратился к опыту автомобилистов. Сей опыт гласил – отверстие можно за вулканизировать. Нужен вулканизатор и небольшой кусок сырой резины. Все это я нашел в
гараже. Зачистил место на подошве наждачной бумагой, обезжирил бензином и после этого сложил с заготовкой из сырой резины и зажал в тиски вулканизатора. Процесс вулканизации описывать не буду. В результате получился небольшой бугорок на месте отверстия. Я немного недогрел вулканизатор, потому заплатка получилась мягковатая. Но участок подошвы, на который пришелся непосредственный контакт с вулканизатором, тоже немного деформировался. Не существенно, но заметно – вот он, личный опыт. Бугорок зачистил на
наждачном кругу.
Следующий этап –
наклейка подметки (профилактики) на подошву и каблук. С этой целью хотел сперва использовать автомобильную резину из покрышки – по зрелом размышлении отказался. Но подошва спортивной обуви должна быть мягкой. И сам материал подметки или «профилактики» должен по физическим свойствам быть максимально близким к материалу обуви. Иначе под нагрузкой он либо быстро сотрется, либо быстро отклеится – одно другому не мешает. Дело было зимой, и зайдя в обувную лавку в поисках нужного материала, набрел на подметочную резину для зимней обуви. Эластичная, толщиной 3 – 3,5 мм, с рисунком «елочка». Я прикупил этой резины, поскольку зимнюю обувь ремонтирую летом – будет запас. И уже дома, сравнив свойства кроссовок и этой зимней подметочной резины, пришел к выводу, что стоит попробовать изготовить подметки именно из нее. И не ошибся в выборе.
Как поклеить подметку (профилактику) я уже писал, почитайте соответствующую статью. После оклейки профилактики подошва стала плоской, а боковые части сохранили рельеф, придающий кроссовкам соответствующий внешний вид. Чтобы это самый внешний вид максимально сохранить, аккуратно тонким ножичком прирезал торец приклеенной подметки к уровню боковой поверхности, приноравливаясь ко всем выступам и впадинкам.
В общем, после оклейки подметок и каблуков, работы тонким ножичком, этой самой зимней резиной получились внешне приемлемые кроссовки.
Но и это не все. В каждой паре обуви обязательно имеются стельки. И мои кроссовки не исключение. Внутри кроссовка, под пальцами и передней частью стопы подошва резиновая и рифленая – в виде квадратиков. Старые стельки износились, и утоптались, хоть и были изготовлены из какого - то синтетического материала и резины.
Новые стельки я изготовил следующим образом (см рисунок):- вырезал конур стельки из очень плотного картона. (Если вы, пожелаете повторить этот опыт и не найдете плотного картона, подойдет картон из канцелярского скоросшивателя, но склеенный в два слоя.)- на одну (верхнюю сторону) будущей стельки наклеил замшу от старого сапога (старые сапоги отличный источник некоторых нужных материалов). И не страшно, что замша коричневого цвета – зато натуральная кожа.- на вторую (нижнюю сторону) стельки наклеил тонкий 3 – 3,5 мм слой войлока, причем снова из старой стельки (на этот раз из стельки старого резинового сапога). Такие стельки продаются как вкладыш к зимней обуви.Сперва склеил картон и кожу (замшу), потом приклеил войлок. Процесс клейки прост – смазываю обувным клеем поверхности и после 10 минутного ожидания складываю, ложу на ровный стол и прижимаю куском ровного ДСП (мебельного ламината). Сверху груз 3-6 кг (я ставлю 3 литровую банку воды в качестве груза), и оставляю на сутки. Потом еще сутки выдерживаю на открытом воздухе для полного высыхания клея, поскольку в зажатом состоянии вентиляция места склейки слабовата.
После полного высыхания, такая внушительная стелька с трудом вошла в кроссовок. И первые минут пять-семь я «растаптывал» стельку – просто походил по квартире. После такого растаптывания, стельки отлично заняли свое место и приобрели необходимую вогнутую поверхность. Бегать в кроссовках стало ничуть не хуже, чем до ремонта, нога не скользит, поскольку стелька из натуральной кожи. А родная подошва и профилактика из эластичной зимней резины прекрасно служит амортизатором. В общем, я приобрел опыт, которым делюсь. И вдобавок отремонтировал кроссовки, которые послужат один или два сезона – не важно. Все равно старые, можно и за сезон «убить».